Экономический рост Эстонии остается, согласно обновленному экономическому прогнозу SEB, в этом году низким. Хотя в большей части секторов экономики добавочная стоимость увеличивается, среди них очень мало блестящих историй успеха. Мы предполагаем ускорение экономического роста в следующие два года, но ситуация остается нестабильной.
Экономический рост снова меньше ожидаемого
Уходящий год заставил прогнозирующие экономический рост Эстонии учреждения заново понизить ожидания роста ВВП. Не является исключением и SEB. В свежем экономическом обзоре Nordic Outlook мы понизили прогноз роста 2016 года с 1,7 до 1,3 процента. Тем не менее, общая картина экономики не кажется такой же унылой, как цифра роста ВВП. Многие стали свидетелями быстрого роста зарплаты, оптимизм предприятий также вырос на основе индикаторов экономической уверенности и более смелого кредитования. В некоторых отраслях, как энергетика или горнодобывающая промышленность, добавочная стоимость за первые полгода значительно понизилась. Несмотря на общую стабильность, все же лишь некоторые сектора стали участниками действительно быстрого роста. Однако нужно помнить, что процент экономического роста не является какой-то константой из физики. Учет народного хозяйства основывается на ряде исследований и источников данных, а иногда и оценок. Предварительные скорые оценки ВВП могут в дальнейшем значительно измениться, и принимая во внимание опыт последних лет, могут и вырасти. Жизнь экономистов – это, разумеется, не облегчит, если через несколько лет выяснится, что реальный экономический рост в 2016 году, например, составил 3 процента.
Несколько более негативный сценарий, по сравнению с предыдущими, мы применили и в отношении 2017 и 2018 года. С каждым годом кажется более сомнительным, что в ближайшее время восстановится тип экономической среды „business as usual“. Европу, наш главный целевой рынок, от экономического состояния которого мы зависим, мучают крупные структурные проблемы, например, долговое бремя и старение населения. Мощная финансовая политика центральных банков не сумела сколько-нибудь оживить экономический рост Европы. Скорее все больше готовы смириться с мыслью, что рост как экономики, так и цен останется низким в течение длительного времени. Значительно более быстрый рост Эстонии предполагал бы повышение конкурентоспособности наших предприятий на внешних рынках и расширение за счет других. К сожалению, реальностью является скорее средний рост рынка. Компенсировать недостатки в ближайшем регионе помог бы быстрый рост развивающихся стран, но далекие рынки до сих пор остаются для маленьких предприятий Эстонии скорее мечтой в государственном плане развития. При поддержке незначительного роста экспорта и инвестиций, экономика должна бы все-таки подниматься, поэтому мы ожидаем к 2017 году 2,2% и к 2018 году 2,8% экономического роста.
При составлении прогноза еще не учтены предлагаемые новой правительственной коалицией изменения в налоговой и экономической политике страны. Многие из предложенных идей могут существенно повлиять именно на внутренний спрос 2018 года. Наибольшее потенциальное влияние имеет обширное понижение подоходного налога и увеличение государственных инвестиций. Нынешнее снижение налогов касается в основном именно людей с низком доходом, у которых предельная склонность к потреблению, или часть от каждого выигранного евро, что отдают в магазин, больше, чем у людей с более высокими доходами. Аналогично увеличивают счет инвестиций публичного сектора возможные дорожно-строительные проекты и строительство государственных арендных домов. К сожалению, недостатком обеих идей является то, что они никак не влияют на улучшение внешнеторговой конкурентоспособности Эстонии. Таким образом, мы можем временно поднять рост ВВП, но вскоре снова вернемся на нормальный уровень. В худшем случае оживление внутреннего спроса может даже ухудшить конкурентную позицию отраслей экспорта.
Новое значение неустойчивости
О неустойчивых временах в мировой экономике говорилось уже и в нескольких предыдущих экономических прогнозах SEB. Сегодня кажется, что мы слишком рано использовали термин «неустойчивый». Политика, которая когда-то в экономических дискуссиях была фоном для знаний, стала их ядром. При этом реальные последствия таких событий, как референдум по поводу Брексита или победа Трампа на выборах США, и сегодня все еще не являются легко предсказуемыми. В Великобритании все еще ищут ясности в том, какими товарами в виде различных прав и льгот готовы обменяться с Европейским союзом, чтобы и в дальнейшем свободно продавать свои товары и услуги на континенте. Еще меньше мы имеем представления о том, какую политику будет проводить в качестве президента Дональд Трамп. Финансовые рынки неожиданно получили с победой Трампа новый импульс, предполагая более щедрые расходы и снижение налогов. Если же запустят обещанную мощную торговую политику и отступят от роли «мирового полицейского», то ситуация может быстро ухудшиться.
Хотя 2016 год был потрясающим для открытого либерального общественного строя, на самом деле политический шторм только набирает силу. Во Франции в следующем году пройдут выборы президента, и уже сегодня ясно, что одной из двух кандидатов, которые пройдут в финальный тур, будет Марине Ле Пен, которая, в числе прочего, обещала организовать референдум по выходу из Европейского союза. Во второй половине 2017 года будут проходить также выборы в Бундестаг Германии, где на настроенность избирателей повлиял кризис беженцев. Важный референдум об изменении Конституции ожидается еще в Италии. Кроме этого, в течение ближайшего года выборы будут проходить еще в нескольких европейских государствах, где хорошие результаты ожидают партии, предлагающие «простые решения».
Если Эстония была бы крупным государством, ориентированным на внутреннюю экономику, мы могли бы пожимать плечами. Для нас же открытый товарообмен и основанная на идеалах экономической свободы внешняя политика не являются вопросом политического вкуса, а существования как такового. Затягивающиеся облака все больше напоминают эпоху, которая закончилась для Эстонии катастрофой.
Недалекое будущее несет и позитивные изменения
Говоря о недалеком будущем экономики и наших главных партнеров по экспорту, можем найти немало причин и для радовсти. В странах еврозоны продолжается тенденция уменьшения безработицы, что благоприятствует росту внутреннего потребления. Улучшилась также промышленная продукция, что помогает уравновесить предыдущий рост, основывающийся главным образом на экономике услуг. Выше прежнего также уровень использования производственной мощности, что скоро будет означать необходимость увеличения инвестиции в физический капитал. Согласно прогнозу, экономика государств еврозоны должна в среднем вырасти как в 2017, так и в 2018 году на 1,6 процента.
Экономический рост Швеции, главной страны назначения экспорта Эстонии, сейчас замедляется на рекордно высоком уровне, но учитывая богатство страны, все же остается быстрым. В 2017 году ВВП Швеции должен увеличиться на 2,8 и в 2018 году на 2,3 процента. Согласно прогнозу, рост Швеции и в ближайшие годы будет основываться в основном на строительном рынке и увеличении внутреннего потребления, что должно благоприятствовать бизнесу производителям деревянных домов и мебельной промышленности из Эстонии. Уверенность потребителей значительно возросла также в Финляндии, восстановления рынка которой очень ждут многие предприятия. В 2017 году экономический рост Финляндии должен достичь 1 процента и в 2018 году 1,2 процента.
Михкель Нестор
экономист SEB