Плотный календарь статистики предыдущих недель не позволил уделить достаточно внимания всему существенному. Поэтому в данном недельном комментарии в центре внимания – опубликованная в конце прошлой недели статистика по внешней торговле и показатели зарегистрированной безработицы.
Унылая осень в экспорте
Для экспорта Эстонии осенние месяцы оказались, по крайней мере, судя по общим показателям, довольно неважными. Если в сентябре экспорт товаров уменьшился на 10%, то в октябре спад достиг уже 12%. По итогам десяти месяцев экспорт в сравнении с прошлым годом уменьшился на 4%. Сентябрь и октябрь оказались настолько слабыми, прежде всего, из-за спада в трех больших группах товаров.
График 1. Экспорт товаров за январь – октябрь 2015 года в сравнении с тем же периодом прошлого года, 10 групп товаров с наибольшим оборотом экспорта
Вывоз машин и оборудования – наиболее значительной статьи экспорта Эстонии – уменьшился в октябре в сравнении с прошлым годом на 18%. Внутри группы товаров на это, в свою очередь, повлияло 40%-ое падение экспорта телекоммуникационного оборудования, что составляет 40% от всего объема вывоза машин и оборудования. Ощущается снижение спроса на названные здесь компоненты, влияние которого усиливает высокая сравнительная база прошлого года. Другая руппа товаров, вывоз которой за последние два месяца уменьшился более чем на 40% – минеральная продукция. Причиной можно назвать спад вывоза нефтепродуктов и различных масел, что касается в основном транспортного сектора Эстонии. Экспорт электроэнергии, оказавшийся летом в сильном минусе ввиду низких цен на электроэнергию в Скандинавии, в последние месяцы начал, к счастью, понемногу расти.
С июля спад наблюдается в экспорте металла и металлоизделий. В этой группе товаров на показатели экспорта повлияло падение цен на сырье и уменьшение транзита грузов. В то же время произошло изменение тренда и в экспорте металлоконструкций, где заметная часть добавленной стоимости создается именно на производственных предприятиях Эстонии. С ранней весны до конца лета темп роста экспорта металлоконструкций в годовом сравнении составлял 20-30%, однако в сентябре рост ослабел, а в октябре – сменился падением. Нельзя забывать, что в этой сфере деятельности предприятия часто зависят от крупных заказов, которые из-за волатильности нередко предлагают много работы, но в более спокойные времена заставляют потуже затягивать пояс. По-прежнему неплохо идут дела в деревообрабатывающей промышленности Эстонии и в производстве матрасов-подушек, относящейся к мебельной промышленности. Экспорт сборных (деревянных) строений вырос в сентябре-октябре в сравнении с тем же периодом прошлого года на 45%, а экспорт матрасов и т.п. – на 16%.
На проблемные места экспорта обращает внимание недавно проведенный по заказу министерства экономики опрос, касающийся конкурентоспособности экспортеров. С точки зрения показателей, опрос хорошо характеризует один из основных рисков в экспорте Эстонии – высокую концентрацию. 10 крупнейших экспортеров дают четверть, а 100 крупнейших экспортеров – около половины от всего объема экспорта товаров. Хотя опрос этого не упоминает, но ранее удельный вес крупнейшего экспортера Эстонии в общем экспорте оценивался даже до одной десятой. Чем больше значение отдельных крупных предприятий, тем болеесущественное влияние их участь оказывает на экономику в целом. В случае изменения конъюнктуры рынка проблемы или бизнес-решения нескольких крупных предприятий могут оказать существенное влияние на состояние внешней торговли и экономику государства. Опрос показывает также позитивную сторону крупных предприятий: большие предприятия встречают меньше препятствий в области экспорта. Мелкому предпринимателю сложнее выйти на внешний рынок из-за ограниченного финансового и людского ресурса; нередко такие предприятия оказываются не в состоянии удержаться на рынке. Если прочие проблемы решены, для них может быть проблематичным заполнение объемов рынков. Даже крупные в понимании Эстонии предприятия могут оказаться слишком маленькими, например, для рынка Германии. С точки зрения долговременного развития эстонского экспорта желательно, чтобы расширился, прежде всего, круг крупных предприятий, которые в состоянии продавать товары за границу. За последние годы число экспортирующих предприятий все же значительно увеличилось. Если в 2011 году экспортом занимались 12 000 предприятий, то в 2014 году этот показатель достиг 14 500 предприятий.
Среди других важных выводов опроса следует назвать консервативность эстонских предприятий как при выборе государств назначения, так и при составлении планов на будущее. Предприятия сосредотачиваются на ближайших рынках, зачастую оставаясь пассивными при составлении стратегических планов. Главным препятствием для эстонских экспортеров является сильная конкуренция на внешних рынках, а также, особенно для субподрядчиков – нестабильность спроса. Среди проблем экономической среды Эстонии опрос указал в качестве самой серьезной отсутствие квалифицированной рабочей силы, на что жалуются 80% экспортеров. Усилия государства, согласно опросу, должны быть направлены на развитие систем поддержки экспорта, на благоприиятствование выходу на новые экспортные рынки и расширение деятельности на рынках. Хотя в либеральной модели экономики предприятиям следовало бы самим справляться с работой в области продаж, государства мощно конкурируют в поддержке экспорта, и для малого предпринимательства Эстонии необходима центральная поддержка в сфере развития экспорта.
Зарегистрированная безработица продолжает расти
Рынок труда подает все более тревожные сигналы. Если в третьем квартале статистика рынка труда была еще крайне положительной, то в последние месяцы четко просматривается изменение тренда. В сравнении с тем же месяцем прошлого года, число зарегистрированных безработных увеличивается с августа месяца. Если в прежние месяцы рост безработицы был еще незначительным, то в ноябре на учете в качестве безработных было уже примерно на 1900 человек больше, чем в прошлом году. Хотя на основании показателей нескольких месяцев еще рано делать слишком основополагающие выводы, чувствуется, что в данный момент запускается отрицательный сценарий, по которому восстановление внешнего спроса замедляется, что заставляет предприятия, имеющие большой штат, сокращать количество работников из-за быстрого роста расходов на рабочую силу. Ввиду общей низкой безработицы это является для экономики все же наиболее подходящим временем для повышения эффективности.
Михкель Нестор
макроэкономист SEB